На главную

Когда нарост сползает

Ладно, и я вставлю пятак по поводу "как нам реорганизовать ислам" :)).

А точнее просто расскажу маленькую историю из жизни. Я в свое время много работал в Узбекистане. Ездил в командировки, иногда продолжительные, причем в период где-то 1990-1993 годов.
Первые впечатления, первые приезды - ну как попал в восточную сказку. Приветливые люди, все улыбаются, узбеки, корейцы, татары крымские, европейцы (украинцы, русские, евреи и пр. вообще не отделялись) - все живут в мире и дружбе. Прекрасные чайханы, экзотические блюда, степенная жизнь. А китовлары, что в Ташкенте, что в маленьком городке... Китовлар - это книжный магазин. Обилие русскоязычных книг, а каждый продавец, хоть узбек, хоть нет - по интеллигентности и начитанности сравнится с учителем словесности. Много друзей среди местных, в основном в Бекабаде - в городе, где мы работали, где стоял завод, вывезенный в войну из Донецка, и где большинство населения было не коренное, а приехавшие по распределению... Прекрасный город Ташкент, который до сих пор мне вспоминается как один из лучших городов. И вообще, Узбекистан считался самой цивилизованной из советских среднеазиатских республик, а собственно узбеки - самыми мирными, гостепреимными и выскоразвитыми в цивилизационном смысле...

Но время шло. И пришли другие времена. Я не буду рассказывать, как нас оттуда выживали, как потом все (все без исключения) не коренной национальности бросали свои нажитые дома и квартиры и ехали на пустое место куда глаза глядят.

Я расскажу всего одну историю. Где-то уже 1992 год. Может даже уже 93-й. На заводском "Рафике" мы поехали в выходной в Ташкент. Нас 5 человек, водитель и зам. начальника цеха. Узбек. Но учился в Ленинграде, хорошо образован, хорошо подкормлен (с ним, разумеется, делились), его племянника даже устроили в институт в Днепре. Опять же друг, несколько лет все пьянки вместе. Конечно, теперь уже нельзя было спокойно гулять по Ташкенту хоть ночью, как пару лет назад, и мы держались группой, но мы заехали в знакомую чайхану в районе Алайского рынка, где знакомый чайханщик готовил прелестный плов на заказ. Ну и в процессе застолья этот (назовем его Рахман) вышел зачем-то на улицу, быстро вернулся с бледным лицом и сказал: "Бросаем все, грузимся в автобус". Мы без разговоров сели и поехали какими-то закоулками. Выяснилось, что шла толпа (мы ее даже краем заметили) юнцов в белых шведках и черных тюбетейках "бить русских".
Но я рассказываю даже не об этом. Когда мы порядочно уже отъехали, сидели молча, то я спросил этого Рахмана (по праву человека, который его учил, когда он еще был простым технологом): "Тебе не стыдно за узбекский народ?" Так он ответил совсем серьезно: "Понимаешь, вот вы - нормальные люди. Но таких мало. А все русские - они неверные. И их нужно гнать".
Слегка опешив, я спросил:
- Кто тебе так объяснил?
- Я сам понял, но так сказал мулла.
- И ты ему веришь.
Ответ был обескураживающим в своей простоте и логичности:
- Но ведь кому-то надо верить. Должно быть в этой жизни хоть что-то святое.

Это была последняя поездка в Узбекистан. Потом там были весьма неоднозначные события, которые особо не афишировались. В этой самой цивилизованной из советских среднеазиатских республик. С тех пор прошло почти десять лет. Сейчас они робко пытаются звать украинских и российских специалистов обратно. Но пока никто ехать не решается...

К чему я это все?.. Один мой знакомый, крымский татарин, родившийся в Узбекистане в ссылке и проживший там более сорока лет, а потом бросивший все и уехавший на пустое место в Тулу (благо деньжат немного было, а там работа наклевывалась, сам, кстати, мусульманин, но очень умеренный, почти что атеист :) - так вот он как-то сказал:
- Я не претендую на истину в последней инстанции, но мне кажется, что основное отличие христианства от ислама - в основных заповедях. В одном случае это: не убий, не укради и т.п. А в другом - убей неверного. Все остальные оттенки определяются степенью цивилизованности, но когда этот нарост сползает, то остается главное.

Так к чему я это все?.. Есть классический принцип в таких случаях. Принцип кнута и пряника. Нельзя что-то одно - это просто неэффективно. Но в случае ислама, как мне представляется, кнут должен идти первым. Но и пряник вырисовываться непосредственно рядом...

Во, вот и у меня получилось сумбурно :). Но вообще я за Интернационал :). Если он, конечно, играет не с Миланом :). Ну и Рональдо на поле, а Купер - на скамейке :))

* * * * *

Кстати я на полном серьезе ожидал начала бомбардировок в ночь с воскресенья на понедельник. Самое что ни на есть удобное время.
Раз пока воздержались, значит есть надежда, что хотя бы пытаются думать. Хотя бы над формальной стороной.

Хотя был прецедент с событиями вокруг Фолклендских (Мальвинских) островов. Тогда англичане послали эскадру, и весь мир терпеливо ждал, пока она доплывет. А за это время как-то стабилизировалось понимание, кто есть ху. Кто поддержит англичан, а кто - мудака Гальтиери.

Но американцы ведь не англичане. Хотя низкий IQ господина Буша мог выработать у него привычку слушать иногда умных людей.

* * * * *

Я понимаю, тема очень скользкая и вместе с тем многомерная - это не ОРЗ, от которого верный рецепт: пять миллиграмм соли на стакан водки, причем с миллиграммами нельзя ошибаться.

Дело в том, что не надо ВСЕХ. Нужен прецедент с дихлофосом по заведомо осам, а не пчелам. А условный рефлекс выработается. Пусть у закоренелых и идейных нет, но их меньшинство, а вот у толпы послушной выработается обязательно.

Приведу два исторических примера.
Первый. Эту историю рассказывают по-разному, но в таком виде я в какой-то книге ее читал. Короче, когда Гитлер пришел к власти, то в Берлине практически все в трамваях ездили без билета. Было много проектов, как повысить сознательность граждан. Победил один. Средь бела дня на центральной улице остановили трамвай, окружили штурмовиками, всех с билетами - с извинениями выпустили. Когда остались одни безбилетники - их в этом трамвае расстреляли. Потом трамвай краном подцепили, поставили в сторонке с табличкой "Они ехали без билета", и где-то с недельку под охраной оставили эту картину для всеобщего обозрения.
Больше без билета никто не ездил.
Я понимаю, это фашизм, это зверства, нисколько не оправдываю, но..
1) Проблема была решена.
2) Не надо было расстреливать ВСЕХ безбилетников - достаточно было прецедента.

Ладно, это немцы - подверженная порядку нация. Тогда история вторая.

В стройотряде у нас был врач, который, как тогда это еще не называлось, исполнял интернациональный долг в Анголе. И рассказывал такую вещь. Бойцы народно-освободительной армии (согнанные из окрестных племен) шли на пулеметы (во время подготовки нашими инструкторами) в полный рост. У каждого на груди был амулет, который колдуном заговоренный и спасает от смерти. Никакие уговоры не помогали. Но когда в реальном бою пулеметы скосили первую цепь нападавших, то остальные быстро смекнули, что пулемет надо уважать. И освоили перемещение по-пластунски.
И для этого понимания тоже не потребовалось выкашивать весь батальон. Достаточно было прецедента...

Ну а кто стал участником прецедента - тому не повезло.
Мне кажется, что Штаты сейчас именно и заняты поиском оптимальных объектов для прецедента

Впервые опубликовано 17.09.2001 на гостевой ОБСИЛФ

На главную

Используются технологии uCoz