На главную

На смерть Виктора Колотова

«Ах, господа, ваши руки и помыслы чисты
В вечной битве за право мужчин быть всегда наверху.
Но, стреляя друг в друга, я прошу не попасть в пианиста.
Их так мало осталось на нашем мятежном веку...»
(© А.Макаревич, здесь и далее).

Он, наверное, так и не стал великим композитором. Во всяком случае таким, каким был пианистом. Это случается далеко не всегда. Как великий игрок не обязательно становится великим тренером. И причем здесь, собственно говоря, музицирование?..
И сейчас, когда его не стало, - привычный поток посмертного славословия льется с привычным напором. Но давайте спросим себя. Буквально пару месяцев назад. Когда, после бесславного (а чего греха таить?) поражения молодежки от островитян его, даже не дожидаясь последнего матча, с треском выперли за дверь… Нашелся ли кто-то, кто не приветствовал подобное решение? Причем не только по содержанию, но и по форме?..
Честно признаюсь, я тоже был среди тех, кто, скажем так, не возражал. Или, говоря прямо, приветствовал. И, к своему стыду, и по форме тоже. Как нам легко быстро находить виновных?.. Особенно, даже не зная, как там оно происходило на самом деле. В смысле за кулисами...
Всегда виновен пианист. Тот, кто в луче юпитера. На переворачивающих ноты обращают внимание только в случае триумфа. Когда они выходят кланяться вместе с маэстро…

И огромное спасибо UDK за подборку материалов 70-71 годов:
http://www.dynamo.kiev.ua/Press/History/hist50.htm
И хотя я тогда находился в достаточно нежном возрасте, но вроде немного помню ту историю. И статейку в «Советском спорте», и «наш ответ Чемберлену» в «Правде Украины» (газете, которую до этого и за газету то не считали – так, республиканский брехунчик; помню, что этот номер, купленный в каком-то киоске, бережно передавали из рук в руки как какой-то распечатанный на АЦПУ «Архипелаг Гулаг»). Кстати, ответ для своего времени гениальный. Особенно пассаж: «сержант десантных войск Колотов был ранен, освобождая столицу Украины, награжден боевой медалью». Вот это крыть было нечем.
И я не думаю, что автор статьи имел какие-то неприятности. Без «папы» Щербицкого статья просто не увидела бы свет. А тот своих в обиду не давал. Вот и Колотов заиграл за Динамо достаточно быстро (насколько я помню – дисквалификацию заменили на «условную», почти как в уголовном кодексе :-))… А потом была неоднократно знаменитая киевская «трехходовка»: Мунтян – Колотов – Гол (других вариантов в третьем «ходе» как правило не было). Но это уже совсем другая история. А точнее – уже, к сожалению, история.
И есть современность. В которой, рядом с нами, еще живут великие композиторы и пианисты.

«Он вам всем еще нужен. Он и сам это не понимает,
Объединяя ваши души в пассажи свои.
И к тому же он еще вам сыграет
В день, когда вы закончите ваши бои…»

Ему сегодня исполнилось 61 год. Он всего на 10 лет старше своего ушедшего ученика. И на целую жизнь. Нашу жизнь, в которой он, кажется, был всегда. Я еще успел увидеть его футболистом. И даже знаменитые «сухие листы» с углового (хотя что можно было увидеть по вечно барахлящему «Темпу» с экраном, размером с кукиш?). И потом был Днепр, который фактически он вывел и поселил в высшей лиге. И Динамо Киев. Какое оно есть последние четверть века. И, надеюсь, еще будет. При нем…
Но мы неисправимы. И как хочется нам чего-то нового, свежего и прогрессивного. Как хочется, вопреки пословице, искать от добра добра. Как легко забываются победы и свершения, если они не растут в геометрической прогрессии. И начинаем шарахаться то влево, то вправо в поисках лучшего. Порой забывая сказку великого русского писателя. А точнее, ее конец. Где главные герои остаются у разбитого корыта…

«Попеременно, то вправо, то влево толкая веслом,
Движемся мы в старой лодке по воле теченья.
Вот и арена, где зло будет биться со злом,
И седой пианист потихоньку играет вступленье.
Вот и арена, где зло будет биться со злом,
И седой пианист потихоньку играет вступленье…»

Впервые опубликовано 06.01.2000 на гостевой Стена

На главную

Используются технологии uCoz