На смерть Виктора Колотова
«Ах, господа, ваши руки и
помыслы чисты
В вечной битве за право мужчин быть
всегда наверху.
Но, стреляя друг в друга, я прошу не
попасть в пианиста.
Их так мало осталось на нашем
мятежном веку...»
(© А.Макаревич, здесь и далее).
Он, наверное, так и не стал
великим композитором. Во всяком
случае таким, каким был пианистом.
Это случается далеко не всегда. Как
великий игрок не обязательно
становится великим тренером. И
причем здесь, собственно говоря,
музицирование?..
И сейчас, когда его не стало, -
привычный поток посмертного
славословия льется с привычным
напором. Но давайте спросим себя.
Буквально пару месяцев назад. Когда,
после бесславного (а чего греха
таить?) поражения молодежки от
островитян его, даже не дожидаясь
последнего матча, с треском выперли
за дверь… Нашелся ли кто-то, кто не
приветствовал подобное решение?
Причем не только по содержанию, но и
по форме?..
Честно признаюсь, я тоже был среди
тех, кто, скажем так, не возражал.
Или, говоря прямо, приветствовал. И,
к своему стыду, и по форме тоже. Как
нам легко быстро находить виновных?..
Особенно, даже не зная, как там оно
происходило на самом деле. В смысле
за кулисами...
Всегда виновен пианист. Тот, кто в
луче юпитера. На переворачивающих
ноты обращают внимание только в
случае триумфа. Когда они выходят
кланяться вместе с маэстро…
И огромное спасибо UDK за подборку
материалов 70-71 годов:
http://www.dynamo.kiev.ua/Press/History/hist50.htm
И хотя я тогда находился в
достаточно нежном возрасте, но
вроде немного помню ту историю. И
статейку в «Советском спорте», и «наш
ответ Чемберлену» в «Правде
Украины» (газете, которую до этого и
за газету то не считали – так,
республиканский брехунчик; помню,
что этот номер, купленный в каком-то
киоске, бережно передавали из рук в
руки как какой-то распечатанный на
АЦПУ «Архипелаг Гулаг»). Кстати,
ответ для своего времени
гениальный. Особенно пассаж: «сержант
десантных войск Колотов был ранен,
освобождая столицу Украины,
награжден боевой медалью». Вот это
крыть было нечем.
И я не думаю, что автор статьи имел
какие-то неприятности. Без «папы»
Щербицкого статья просто не
увидела бы свет. А тот своих в обиду
не давал. Вот и Колотов заиграл за
Динамо достаточно быстро (насколько
я помню – дисквалификацию заменили
на «условную», почти как в
уголовном кодексе :-))… А потом была
неоднократно знаменитая киевская «трехходовка»:
Мунтян – Колотов – Гол (других
вариантов в третьем «ходе» как
правило не было). Но это уже совсем
другая история. А точнее – уже, к
сожалению, история.
И есть современность. В которой,
рядом с нами, еще живут великие
композиторы и пианисты.
«Он вам всем еще нужен.
Он и сам это не понимает,
Объединяя ваши души в пассажи свои.
И к тому же он еще вам сыграет
В день, когда вы закончите ваши бои…»
Ему сегодня исполнилось 61
год. Он всего на 10 лет старше своего
ушедшего ученика. И на целую жизнь.
Нашу жизнь, в которой он, кажется,
был всегда. Я еще успел увидеть его
футболистом. И даже знаменитые «сухие
листы» с углового (хотя что можно
было увидеть по вечно барахлящему «Темпу»
с экраном, размером с кукиш?). И
потом был Днепр, который фактически
он вывел и поселил в высшей лиге. И
Динамо Киев. Какое оно есть
последние четверть века. И, надеюсь,
еще будет. При нем…
Но мы неисправимы. И как хочется нам
чего-то нового, свежего и
прогрессивного. Как хочется,
вопреки пословице, искать от добра
добра. Как легко забываются победы
и свершения, если они не растут в
геометрической прогрессии. И
начинаем шарахаться то влево, то
вправо в поисках лучшего. Порой
забывая сказку великого русского
писателя. А точнее, ее конец. Где
главные герои остаются у разбитого
корыта…
«Попеременно, то вправо,
то влево толкая веслом,
Движемся мы в старой лодке по воле
теченья.
Вот и арена, где зло будет биться со
злом,
И седой пианист потихоньку играет
вступленье.
Вот и арена, где зло будет биться со
злом,
И седой пианист потихоньку играет
вступленье…»
Впервые опубликовано 06.01.2000 на гостевой Стена